Как объяснить это ребёнку?
Что можно сделать, чтобы дети делали то, что надо? Почему ребенок не делает то, что нужно?
И все же, почему дети не делают то, что нужно? Просто потому, что это нужно
нам, родителям, а не им. Ребенку может быть вполне комфортно в окружении
разбросанных игрушек или с незаправленной кроватью. Зачем тратить время на это,
если вечером все равно придется снова ложиться спать? В то же время, ребенок
готов с энтузиазмом заниматься делами, которые кажутся нам бессмысленными.
Взрослые и дети часто имеют совершенно разные представления о том, что важно и
чем стоит заниматься.
Кажется, что послушание, помощь по дому и самостоятельный
своевременный отход ко сну существуют лишь в идеальном мире. В реальности же,
каждое такое действие дается родителям с огромным трудом.
Многие родители мечтают о волшебной
палочке, которая превратит их ребенка в послушного и ответственного. Однако
такой палочки, к сожалению, не существует. К счастью, существуют подходы,
которые мотивируют детей начать заниматься не только тем, что им интересно, но
и тем, что необходимо. Но, здесь без хитростей и уловок не обойтись,
и в каждом возрасте они свои.
Как же все-таки мотивировать ребенка
делать то, что нужно? Давайте рассмотрим различные подходы, которые могут
использовать родители, и оценим их плюсы и минусы.
Принуждение.
Попытки заставить ребенка что-то сделать с помощью шантажа, криков или упреков
– распространенный, но малоэффективный метод. Его действие, как правило,
кратковременно. В лучшем случае, одного такого разговора хватает на день, а в
худшем – только на одно конкретное дело. К тому же, напряженные разговоры
изматывают и портят отношения с ребенком. Гораздо эффективнее заменить крики на
спокойную, но твердую беседу.
Мотивация.
Система баллов за выполненные дела, которые можно обменять на "детские
блага", – интересный, но неоднозначный подход. С одной стороны, он
помогает ребенку мыслить стратегически и понимать, что большие результаты
достигаются постепенно. С другой стороны, стратегическое мышление развито не у
всех взрослых, не говоря уже о детях. Несправедливо требовать от ребенка
понимания важности ежедневных мелочей, если даже не все взрослые занимаются
планированием. Это не значит, что этот инструмент совсем не годится. Просто его
нужно использовать с умом. Поощрять ребенка покупками за любую помощь по дому
может быть слишком затратно. Лучше применять бонусную систему в каком-то одном
конкретном направлении, например, за уборку игрушек или помощь по дому.
Метод
Мэри Поппинс. Взрослые, часто руководствуясь чувством
долга, делают то, что «надо», в то время как дети стремятся к тому, что им «хочется».
Ребенок, увлеченный чем-то, погружается в это занятие с головой, безусловно, это
замечают все родители. Отсюда логичный вывод: необходимо заинтересовать ребенка
в том, что ему «надо» сделать.
Один из способов – превратить рутину в
игру, как это делала Мэри Поппинс. Уборка может стать веселым приключением с
песнями, соревнованием на скорость или турниром рыцарей и фей. Главное –
фантазировать, опираясь на интересы ребенка. Дети охотно выполняют задания,
если они представлены в форме игры. Однако этот метод требует от родителей
творческого подхода и позитивного настроя, что не всегда возможно из-за усталости
и стресса.
Не вмешиваться.
Он требует от родителей терпения и выдержки, особенно когда ребенок
сталкивается с неприятными последствиями своих действий. Этот метод эффективен
для школьников. Например, не контролировать время выхода из дома, чтобы ребенок
не опоздал в школу, позволить опоздать. Так, после отработки пропусков после
занятий, вместо игр с одноклассниками, ребенок научиться следить за временем. Или
дать пойти в школу без выполненного задания на дом. После выговора и двойки
за невыполненное домашнее задание, ребенок не захочет повторять опыт
и возьмется за учебу. Однако важно не упустить момент, когда ребенку
действительно нужна помощь, чтобы не разочаровать его в учебе. С дошкольниками
также важно найти баланс между невмешательством и своевременной поддержкой.
В заключение, как видим, идеального
метода воспитания не существует. Каждый подход имеет свои плюсы и минусы и
эффективен в определенных ситуациях. Важно уметь комбинировать их, проявляя
строгость, играя или давая возможность ребенку самостоятельно учиться на своих
ошибках.
Подготовила:
педагог-психолог Евдокимова О. Ю.
Комментариев нет:
Отправить комментарий