Как выглядит настоящая мотивация и интеллектуальное развитие будущего дошкольника?
Мотивация нужна для того,
чтобы ребенок по-настоящему хотел идти в школу. Как выглядит настоящая
мотивация? Ребенок гордится той ролью школьника, условно говоря, тем пиджаком
школьника, который на нем теперь надет, тем статусом, который этот пиджак ему
дает. Гордится тем, что теперь он попал в мир взрослых. И он готов жить в этом
мире взрослых по новым правилам.
А это значит, что ребенок
может отложить то, что ему сейчас интересно. Ну, например, машинку, после того
как закончится перемена. Он может справиться с расставанием с этой игрой и
сядет писать палочки, крючочки и считать птичек. При этом он не будет думать,
что его жизнь тяжела и вообще кончена.
На самом деле, мотивация
означает, насколько ребенок хочет быть похожим на родителей. Насколько этот
родительский мир, мир взрослых, является для него привлекательным. И является
ли школа в его представлении частью этого мира. Эти установки передаются не с
помощью слов. Ребенок очень чувствителен не столько к тому, что мы говорим,
сколько к тому, как мы живем. И важно, понял ли он для себя, что во взрослой
жизни может быть хорошо и интересно.
Мотивация ребенка часто
связана с мотивацией родителей. Если я всем своим видом сообщаю ребенку о том,
что во взрослом мире что-то не так, если мне тяжело жить, если я сам вспоминаю
школу как катастрофу, которая прервала мое «пребывание в Эдеме», то велика
вероятность, что ребенок будет воспринимать ситуацию так же.
Бывает, что мотивация
ребенка страдает от того, что жизнь современного дошкольника по своему
устройству и ритму не соответствует его потребностям. Высокий темп не позволяет
создать условия для его развития и созревания.
Опасно превращать его
жизнь по структуре и темпу в жизнь взрослого. От этого ребенок быстрее не
повзрослеет, наоборот, повышается риск того, что он навсегда останется
маленьким капризным карапузом.
Качественный контакт со
взрослым, неспешный ритм жизни. Возможность внимательно вглядеться в мир,
удивиться чему-то, рассмотреть, задать вопросы. И побежать играть, когда
захочется. Оказаться в компании детей и самим решить, чем заниматься.
Поссориться, а потом договориться о правилах. Все это тоже подготовка к школе.
Что влияет на интеллектуальное
развитие?
Один из основных
показателей интеллектуального развития — выраженное желание ребенка
познавать мир. В психологии эта потребность так и называется — познавательная.
Исследования подтверждают, что на хорошие оценки детей влияет именно уровень ее
развития.
А что же тогда влияет на
формирование познавательной потребности? И что родители могут для этого
сделать? Прежде всего, важно качество общения с родителями, причем с
младенчества. Возможность с интересом исследовать мир дарит ребенку эмоционально
стабильный и надежный взрослый. Если у ребенка есть какие-то сомнения в «своем»
взрослом, в своей связи с ним, тут уж не до освоения мира.
Чем больше у ребенка
возможностей реализовать свою природную любознательность, тем выше шансы, что
она перерастет в целенаправленное желание познавать мир. Конечно, эта
неосознанная активность малыша доставляет родителям много хлопот, требует от
них терпения. Да и просто времени для сопровождения ребенка в его открытиях. С
другой стороны, без прохождения этого этапа сложно надеяться на школьную
зрелость.
По мере того как у
ребенка развивается желание познавать, он будет нуждаться в информации. Если
все пойдет хорошо, эта потребность превратится в любознательность. Для того
чтобы ум привык этим интересоваться, ему нужна не информация, а противоречие в
ней. Ему нужно столкнуться с вопросами. Чтобы ребенок не прошел мимо них,
зафиксировал внимание на противоречии и понял, как и где искать ответы, ему
нужен взрослый. Он помогает ребенку увидеть вопрос, чтобы тот смог искать
информацию целенаправленно.
Другие способы
подготовить ребенка к школе.
Чтение.
Если ребенок-дошкольник достаточно развит и живет в пространстве книжек, рано
или поздно он заинтересуется буквами. Что это за пространство? В нем книги
разложены вокруг ребенка, родители все время читают, рассказывают сказки,
хорошие детские стишки, потешки. И тогда можно поддержать его интерес, причем
никуда не торопясь. Спокойно, по одной букве изучать, лепить, вырисовывать,
узнавать ее в слове. Таких обучающих пособий много, но предшествует им
качественная среда, в которой ребенку захотелось бы открыть для себя, возможно,
и этот мир.
Если ребенок пока не
заинтересовался книгами — ничего страшного. По данным множества исследований,
первоклашки, которые не умеют читать, писать и считать, к концу первого года
обучения сравниваются с теми, чей уровень подготовки был выше. И если первых не
заставляли учиться против их воли, они потом обгоняют вторых.
Развитие речи. Речевое развитие в меньшей степени зависит от количества
занятий, которые получил ребенок. А больше всего — от речевой культуры,
существующей в семье. Директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких
отмечает, что около 60% дошкольников имеют недостаточно сформированную речь.
Такой результат показали исследования, проведенные ее коллегами.
Есть эксперименты,
которые показывают, что дети совершенно по-разному усваивают речь, которая
звучит вокруг, и речь, обращенную к ним лично. Все просто: с ребенком нужно
разговаривать.
И разговаривать так,
чтобы возникал диалог. Важно вызывать ребенка на разговор, как-то
сообразовывать эту речь с ним. Очень важно, чтобы у него был опыт пересказа
текста, рассуждений о том, почему герой сделал то, что сделал, что с ним
случилось, чем все закончилось. Тогда речь ребенка будет развита.
Интерес к миру. Интеллектуальное и речевое развитие требует понимания смысла
текста и его пересказа с выделением сути. Ну и плюс ко всему, интеллектуальное
развитие, конечно, очень сильно связано с общей эрудицией, общими знаниями о
мире, некоторой информационной насыщенностью ребенка, его любопытством,
желанием познавать мир. Оценивая интеллектуальное развитие ребенка, мы, скорее,
оцениваем не наличные знания. Для нас более существенно его желание открывать
для себя мир, его стремление в нем разобраться.
Моторика. Крупная моторика дает ребенку возможность управлять собой
физически — своими руками, ногами. А мелкая — рисовать, держать ручку, писать.
Ребенок может еще не выводить буквы,
но вот эта «ручная деятельность» необходима. Мелкая моторика, конечно, может
развиваться в том, что называется «продуктивные виды деятельности»: во время
рисования, лепки. И желательно, чтобы ребенок видел продукт своего творчества
со стороны. Мы его шедевр на полочку поставили или на стену повесили и теперь
гордимся. А если мы с трех лет начинаем с ним писать прописи, он не понимает,
зачем ему э то нужно. И позже, уже к семи годам, начинает испытывать стойкое
отвращение к этому занятию.
В погоне за
интеллектуальным развитием мы часто «выплескиваем» самого ребенка. Он себя в
этих занятиях не обнаруживает. И тогда это интеллектуальное развитие происходит
механически. Оно напоминает запихивание разных вещей в комнату, где нет
полочек. Гораздо полезнее будет спросить ребенка: «Хочешь ли ты учиться плести
бусики, или, может быть, мы начнем что-нибудь лепить? Чем мы сегодня займемся?»
И желательно, чтобы,
например, эта лепка была еще связана с фантазией. Можно сделать придуманных им
зверушек, или реальных, из фильма, который мы посмотрели, или из энциклопедии.
Но очень и очень важно, чтобы ребенок был полноценным участником этого
процесса.
Подготовила: педагог-психолог Евдокимова О.Ю.
Комментариев нет:
Отправить комментарий