Саморегуляция поведения как неотъемлемая часть
готовности к регулярному обучению в школе.
Педагоги отмечают, что у
современных детей часто наблюдаются проблемы с саморегуляцией. Саморегуляция,
то есть способность ребенка контролировать свое поведение и управлять собой,
играет важную роль в школьной жизни. Она необходима для соблюдения расписания,
адаптации к коллективной работе, внимательного слушания учителя и выполнения
других задач.
Саморегуляция является
фундаментом успешного обучения. Ее развитие зависит от установленных в семье
правил и границ, а также от совместных игр и занятий со взрослыми.
Современные родители
часто сталкиваются с дилеммой: как найти баланс между предоставлением ребенку
свободы и установлением необходимых границ. Важно помнить, что правила в семье
– это не про подавление личности, а про создание безопасной и понятной среды, в
которой ребенок может расти и развиваться. Разумные ограничения помогают
ребенку ориентироваться в мире, понимать, что есть вещи, за которые отвечают
родители, а есть пространство для самостоятельности. Умение слушаться – это
важный навык, который пригодится ребенку в школе и в дальнейшей жизни.
Непонимание и игнорирование правил может привести к проблемам в общении и
адаптации. Задача родителей – не сделать ребенка "удобным", а научить
его справляться с собой и с окружающим миром, оставаясь при этом ребенком,
которому нужна поддержка и руководство.
Игра
один из инструментов для успешного обучения самоконтролю. Игра – это
территория, где ребенок может свободно проявлять себя и свою инициативу. Он сам
создает сценарий и следит за тем, чтобы его действия и эмоции соответствовали
выбранной роли и установленным правилам. Для этого ребенку необходимо
представлять себе эту роль, уметь имитировать ее, удерживая в сознании как
реальные, так и воображаемые планы. Этот опыт помогает ребенку в будущем контролировать
себя, например, сдерживать желание побегать на уроке, осознавая себя учеником.
Если ребенок не практиковал ролевые игры и не учился соблюдать правила, ему
будет сложнее управлять своим поведением.
Совместная
деятельность еще один инструмент для обучения самоконтролю. Например, повседневные
домашние дела – отличная возможность для подготовки к
школе. Участвуя в общих делах, ребенок становится более организованным,
развивает волю, уверенность в себе и навыки сотрудничества со взрослыми. Это
повышает вероятность того, что школьные обязанности станут для него не
бременем, а желанным этапом развития. Но очень и очень важно, чтобы ребенок был полноценным участником
этого процесса.
Подготовила: педагог-психолог Евдокимова О.Ю.
Комментариев нет:
Отправить комментарий