Психологическое здоровье детей дошкольного возраста
Проблема
психологического здоровья личности остается одной из актуальных на сегодняшний
день. Психологическое здоровье выступает фундаментальным условием полноценного
функционирования и непрерывного развития личности, обеспечивает человеку
гармонию с самим собой и окружающей средой. В настоящее время активный интерес
к проблеме психологического здоровья детей связан, с одной стороны, с
особенностями социокультурной, образовательной, политической, экономической,
экологической и т.д. ситуацией современного детства.
Изменения,
происходящие в культуре современного детства, глобальны. Прежде всего,
необходимо отметить наблюдаемую тенденцию поглощения детства взрослой культурой
(Ковалева , 2002), вплоть до возможного исчезновения детства как элемента
общества. В детскую субкультуру активно внедряются взрослые образы мысли,
поведения, действия; современные дети достаточно хорошо информированы в
вопросах, относящихся ранее традиционно к категории «взрослых»; детям доступны
элементы материальной культуры взрослого мира. Хорошее будущее своих детей
родители связывают с качеством образования, что приводит, зачастую, к
неоправданной интенсификации детского развития, сокращения детства как такового
за счет раннего обучения. Возрастают риски образовательной среды, связанные с
новой ситуацией социального развития детства, с повышением требований к
развитию личности.
Здоровье
– комплексный, многоаспектный феномен, включающий в себя медицинские,
психологические, педагогические и другие аспекты.
Всемирная
организация зравоохранения (ВОЗ) предлагает понимать здоровье как «...состояние
полного физического, духовного и социального благополучия».
Специалисты
выделяют следующие признаки психического здоровья.
Признаки психического здоровья:
способность
справляться с трудностями в сложных незнакомых ситуациях
чувство
уверенности и доверия
формы
проявления эмоций и поведения соответствуют ситуации и вероятным чувствам
ребенка
достаточный
диапазон чувств
Стоит
отметить, что факторы риска психологического здоровья детей можно разделить на
две основные группы: средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его
индивидуальные личностные особенности).
К
средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и
неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. В детском учреждении
психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая
во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми. Для
примера: проведенные исследования показали, что педагог обычно не замечает 50 %
направленных к нему обращений детей. С одной стороны, это может привести к
росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма. С другой – к
фрустрации потребности безопасности, развитию тревожности, психосоматизации
ребенка. Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появления
конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт,
тормозит формирование его личности.
К
внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент,
самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы,
особенно оздоровительной, создаст благоприятную почву для эффективного
созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья
каждого конкретного ребенка.
В
целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при
взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального
психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается
спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному
присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к
эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают
дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Следует предоставлять
ребенку больше самостоятельности и независимости.
Всем
специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста, и родителям необходимо
помнить признаки психомоторного неблагополучия, которые должны вызывать особое
внимание и необходимость помощи такого рода детям.
Признаки
психомоторного неблагополучия у дошкольников:
со
стороны мышечного тонуса - сгорбленность, приниженность, подавленность,
напряженность поз (втянутая в плечи голова, руки прижаты к корпусу, пальцы
напряжены или сжаты в кулаки);
со
стороны походки ребенка — на цыпочках, неуверенная, вялая, спотыкающаяся или
как у манекена;
со
стороны общей моторики — бесцельные, непродуктивные движения при высокой
интенсивности или психомоторная заторможенность;
со
стороны жестикуляции и мимики — вялая, бедная, маловыразительная, возможно
гримасничанье или неподвижность лица;
со
стороны речи — невнятная, невыразительная, монотонная речь, возможны заикания.
Стоит
помнить, что психологический аспект психического здоровья предполагает внимание
к внутреннему миру ребенка: его уверенности или неуверенности в себе, в своих
силах; его отношению к людям, окружающему миру и обеспечение психологического
комфорта для здоровья развивающейся личности.
Забота
о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе нашего
дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей
сопротивляемостью к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, он социально
и физиологически адаптирован.
В
дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его
интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также
необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества,
вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению
как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они
обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития
личности ребенка», (п.1 ст. 18 Закона РФ)
Ребенку
необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Рекомендуем с
самого начала строить взаимоотношения с ребенком на фундаменте согласия и
взаимопонимания. Перебранки в присутствии ребенка в одних случаях способствуют
возникновению у него невроза, а в других усугубляют уже имеющиеся нарушения
нервной системы. Все это существенно снижает защитные возможности детского
организма. Учитывая это, мы всегда должны стараться быть в хорошем настроении.
Многие психологи советуют: что ребенка нужно обнимать не менее 8 раз в день.
Вспомните, стоит нам улыбнуться - сразу становится легче, нахмуриться
подкрадывается грусть. А ведь наше раздражение механически переходит и на
ребенка. Так давайте же больше улыбаться и дарить радость друг другу.
Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и
создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма
ребенка, его работоспособности. И важным здесь является правильно
организованный режим дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и
сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности,
отдыхе, двигательной активности и др. Кроме этого, режим дисциплинирует детей,
способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному
ритму.
Прогулка
является одним из существенных компонентов режима дня. Это наиболее эффективный
вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности
функциональные ресурсы организма, и в первую очередь - работоспособность.
Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и
закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и
сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду за исключением особо
неблагоприятных условии. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде
и всем гигиеническим требованиям. (Во время прогулки нельзя допускать, чтобы
дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо
изменять их вид деятельности и место игры.) Хорошо сочетать прогулки со
спортивными и подвижными играми.
Не
менее важной составляющей частью режима является сон, который особенно
необходим детям. Немаловажное значение имеет и режим питания, то есть
соблюдение определенных интервалов между приемами пищи. Полноценное питание –
включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С, Д, минеральными
солями.
Таким
образом, домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского
сада. У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма –
чем раньше ребенок получает представление о строении тела человека, узнает о
важности закаливания, занятия спортом, правильного питания, сна, тем раньше он
будет приобщен к здоровому образу жизни.
При
подготовке ребенка к школе важно учитывать не только его интеллектуальное
развитие, но и уровень его физического развития. И нет необходимости пичкать
ребенка перед школой знаниями. Принцип «не навреди» должен быть заложен в
основу воспитания и развития ребенка. Следует помнить, что «раннее обучение»
приводит к перегрузкам, отрицательно сказывается на здоровье, провоцирует
неврозы, и другие нежелательные явления, в результате чего снижается интерес к
учебе. Необходимо помнить, что игра - ведущая деятельность в дошкольном
возрасте. В игре происходит развитие всех психических процессов, таких как
память, внимание, мышление; развиваются так же творческие способности ребенка.
В игре ребенок приобретает навыки общения в различных игровых ситуациях и
умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Поэтому
очень важно объединить усилия родителей и педагогов ДОУ для решения таких
сложных задач, как укрепление психического здоровья детей и обеспечение их
гармоничного развития. Только при таком условии, возможно, обеспечить
эмоциональный комфорт, содержательную и интересную жизнь ребенка в детском саду
и дома.
ПАМЯТКА
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Психологическое
здоровье дошкольника
1.
Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат.
2. Правильно организованный режим дня - домашний режим ребенка должен быть
продолжением режима дня детского сада.
3. Полноценное питание - включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В,
С, Д, минеральными солями.
4. Закаливание ребенка в условиях семьи.
5. В выходные дни обязательно выходить с детьми на прогулку. Пусть на прогулке
ребенок больше двигается, играет в подвижные игры.
6. Важно помнить, что игра является ведущей деятельностью дошкольника, так что
не лишайте ребенка детства.
Создание
благоприятного психологического климата в семье
1.Наладьте
взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с Вами спокойно и
уверенно:
- слушайте своего ребенка;
- проводите с ним как можно больше времени;
- делитесь с ним своим опытом;
- рассказывайте ему о своем детстве, победах и неудачах.
2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда Вы находитесь под воздействием
стресса и Вас легко вывести из равновесия:
3.Рекомендуем с самого начала строить взаимоотношения с ребенком на фундаменте
согласия и взаимопонимания.
4.Постарайтесь уберечь ребенка от возможных конфликтов между взрослыми: даже
если назревает какая-то ссора, ребенок не должен видеть ее, а тем более быть
участником.
Если:
Ребёнка
постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
Ребёнка
высмеивают, он становится замкнутым;
Ребёнка
хвалят, он учится стать благородным;
Ребёнка
поддерживают, он учится ценить себя;
Ребёнок
растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;
Ребёнок
растёт в терпимости, он учится понимать других;
Ребёнок
растёт в честности, он учится понимать других;
Ребёнок
растёт в безопасности, он учится верить в людей;
Ребёнок
живёт во вражде, он учится быть агрессивным;
Ребёнок
живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире;
Успехов
Вам в воспитании детей и укреплении их здоровья!
Составила педагог-психолог Евдокимова
О.Ю.
Комментариев нет:
Отправить комментарий