пятница, 24 января 2025 г.

 

Есть такое слово «надо».

Как объяснить это ребёнку?

Почему дети не делают то, что нужно. Что можно сделать, чтобы ребенок делал то, что надо. Ребенок поиграл и сам сложил игрушки, помог родителям по дому, и сам вовремя уснул. Все это происходит где-то в параллельной реальности. В этой — все наоборот. Выполнение хотя — бы одного из этого пунктов даётся родителю ценой нервных клеток, и считается большой победой.

Волшебная палочка, которая могла бы сделать ребенка послушным и дисциплинированным — голубая мечта большинства родителей.

Но несколько инструментов для того, чтобы ваши дети все — таки начали заниматься не только увлекательными занятиями, но и необходимыми, имеются. Однако, без хитростей и уловок не обойтись, и в каждом возрасте они свои.

Почему дети не делают то, что нужно? Потому что это им не нужно. Это нужно вам.



Ребенку не испытывает ни какой нужды, в том, чтобы его игрушки были сложены, ему достаточно комфортно, если постель не будет заправлена. Некоторые дети даже приводят логичное объяснение — её все равно придется заправлять вечером.

С другой стороны, ребенок готов направить массу энергии на дела, которые ему интересны, но кажутся совершенно бессмысленными вам.

Как видите, у взрослых и детей совершенно разное мнение на счет того, чему стоит заниматься.

Что можно сделать, чтобы ребенок делал то, что надо. Давайте рассмотрим все способы, которые могут применять родители. Их положительные и отрицательные аспекты.

Заставить?

Сподвигнуть ребенка сделать что-то методом шантажа, повышения голоса, взываниям к совести — самый популярный и наименее эффективный способ. Его действие краткосрочно. Одного такого разговора на повышенных тонах хватает в лучшем случае на один день, в худшем — на одно дело. Побочные эффекты: напряженные разговоры выматывают, отношения с ребенком ухудшаются. Если заменить эту форму воздействия на строгую, но сдержанную беседу, толка будет больше.

Замотивировать?

Получи за каждое сделанное дело балл, а на накопленные получай всякие детские блага. Способ с подвохом. С одной стороны, способ поможет научить детей мыслить «в долгую». В качестве бонусов ребенок учится планировать и понимать, что большие результаты получают не сразу, а постепенным трудом. Цель, безусловно, благородна. Но, есть другая сторона медали. Стратегическое и тактическое мышление — встречается не у каждого взрослого, не говоря уже о детях. Учитывая то, что не каждый взрослый человек занимается планированием, не справедливо требовать разглядеть важность ежедневных маленьких дел от ребенка. Это вовсе не значит, что такой инструмент не совсем не годится. Его достаточно сложно использовать в каждом случае. Если поощрять ребенка покупками за любую бытовую помощь, можно потратить на это весь семейный бюджет. Лучше всего, применять его в каком — то одном воспитательном направлении. Например, применить бонусную систему только за уборку игрушек или установить награды за помощь по дому.

Метод Мэри Поппинс.

Взрослый считает, делать нужно то, что НАДО, а ребенок отдаёт предпочтение тому, что ХОЧЕТСЯ. Если ребенку что — то интересно, он занимается этим с большим удовольствием, полностью отдаваясь процессу. Наверняка это подмечал каждый родитель. Выходит, мы пришли к довольно логичному выводу: нужно сделать так, чтобы то, что НУЖНО стало для ребенка ИНТЕРЕСНО.


В голливудском фильме про Мэри Поппинс главная героиня поет: «Чтобы выпить лекарство, ложку сахару добавь». В это время она затевает с детьми волшебную уборку детской комнаты. Дети с удовольствием присоединяются к этому процессу. Суть способа в том, чтобы превратить рутинный процесс в игру. Или соединить его с игрой. Например, можно убираться и петь песни из любимых мультфильмов. Сгодится игра « Кто быстрее заправит постель». Если у вас нет возможности принимать участие в игре, объявите турнир за звание рыцаря и приложите список подвигов, или соревнование среди волшебных фей. А феи, как известно, любят чистоту и порядок. Фантазируйте, отталкиваясь от интересов вашего ребенка. Дети готовы выполнять любое задание, если превратить его в приключение. Минусы этого способа очевидны — он требует от родителя творческого подхода и хорошего настроения. Стоит отметить, что с творчеством у родителей бывает гораздо проще, чем с настроением. Нагрузка и постоянные стрессы накладывают свои отпечатки и, утомленным родителям часто бывает не до игр.

Невмешательство?

Этот способ потребует от родителей терпения и выдержки, так как ничего сложнее, чем не вмешиваться, когда знаешь, что у ребенка будут неприятные последствия — нет. Лучше всего способ работает, конечно, с детками школьного возраста. Например, когда чадо опаздывает в школу, не поливать его ключевой водицей, а дать возможность опоздать. После нескольких отработок пропусков, школьник станет более чувствительным к будильнику. После выговора и двойки за невыполненное домашнее задание, ребенок не захочет повторять опыт и возьмется за учебу. Минусы таких воспитательных мер в том, что можно упустить момент, когда ребенку просто нужна помощь, чтобы справиться с задачей и он, не получив её, упадет духом и разочаруется в самой учебе. Так же с детьми дошкольного возраста, надо поймать момент, где от безразличия надо перейти в предложить помощь.

Как видите, идеальных способов нет — везде свои достоинства и недостатки. В то же время, каждый из них эффективен в определенных обстоятельствах. Поэтому, хорошо научиться их комбинировать и применять в зависимости от ситуации: где-то проявить строгость, где-то поиграть, а в каком — то случае дать возможность набить шишки и сделать выводы самостоятельно.

Подготовила: педагог-психолог Евдокимова О.Ю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Как выглядит настоящая мотивация и интеллектуальное развитие  будущего дошкольника? Мотивация нужна для того, чтобы ребенок по-настоящем...