вторник, 23 января 2024 г.

 Игры с правилами как средство формирования универсальных предпосылок                      учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

Игра является незаменимым средством воспитания детей дошкольного возраста, которое используется опытными взрослыми для обучения детей различным навыкам взаимодействия с предметами и способами коммуникации. Игра играет важную роль в развитии ребенка как личности, влияя на формирование важных аспектов его психики. Эти аспекты в дальнейшем будут иметь существенное влияние на его успехи в учебе, работе и взаимоотношениях с другими людьми.

Дидактические игры занимают прочное место среди методов обучения и воспитания детей, способствуя развитию их самостоятельной игровой деятельности. В ходе этих игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством взрослого, а затем самостоятельно.

Научные исследования подтверждают, что игра по правилам играет важную роль в психическом развитии детей и подготовке их к более сложной учебной деятельности. Именно через игровую деятельность развиваются умения детей общаться с взрослыми и сверстниками, согласовывать свои замыслы, обмениваться мнениями. Дети постепенно приобретают способность рассуждать, обосновывать свой выбор и учитывать точку зрения других людей.

Роль игр с правилами в подготовке детей к школе трудно переоценить. В них дети моделируют и разыгрывают действия и ситуации, близкие к будущей учебной деятельности.

Каждая игра с правилами включает игровую задачу, которую ребенок должен понять и принять, а для ее решения нужно выполнить определенные действия, такие как счет, измерение, сравнение и другие операции. Поведение в игре также определяется правилами, например, нельзя подсматривать или задавать некоторые вопросы. Во многих играх детей просят одновременно выполнять действия с предметами и согласовывать свои действия с партнерами, придерживаясь определенных правил. Готовность ребенка к школе отображается в том, как он справляется с ролью ведущего в игре, придерживаясь правил и исправляя ошибки.

Учитывая все вышеизложенное, ставим перед собой следующие задачи в работе с детьми:

- Развитие умственной деятельности, мыслительных процессов и операций, познавательной активности, самостоятельности и культуры умственного труда.

- Развитие познавательных интересов, любознательности.

- Формирование речи, пополнение и активизация словарного запаса, развитие правильного произношения и связной речи.

- Развитие сотрудничества и взаимопонимания с взрослыми и сверстниками, в том числе умение общаться содержательно и деловито с партнерами в коллективной деятельности.

- Формирование нравственного поведения, чувств и отношений.

А так же не забываем учитывать индивидуальные особенности развития каждого ребенка, учитываем его характеристики и черты, как положительные, так и отрицательные. Также включаем в игру замкнутых и малоактивных детей, проводим совместные игры с педагогом и поощряем черты характера, которые могут служить примером для других. Уделяем внимание психологическому развитию, таким как эмоциональная сфера, восприятие, мышление, память, воображение, и так далее.

При выборе дидактических игр для работы с детьми учитываем следующие принципы: доступность правил и материалов, возможность варьирования заданий и эмоциональное воздействие на детей.

Используем следующие игры:

- Игры с предметами, такие как различение предметов по материалу, сравнение их по свойствам, узнавание видов спорта и профессий, поиск пары и составление целого из частей.

- Настольно-печатные игры.

- На развитие физического развития.

- На развитие социально-коммуникативных навыков.

- На развитие познавательных способностей.

- На развитие речи.

- На развитие художественного творчества.

Внимание играм с правилами занимают немало места в дошкольной жизни детей, так как они помогают формировать психологическую готовность детей к школе не в меньшей степени, чем сюжетно-ролевые и режиссерские игры. В детских садах активно обучают дошкольников таким играм и широко используют их в различных режимных моментах, чтобы помочь им овладеть ими перед поступлением в школу. Совместно с родителями можно внедряют игры и пособия, которые способствуют изучению, формированию и развитию у детей способностей, необходимых не только для учебной деятельности в школе, но и для их будущей жизни.

 

Автор: педагог – психолог Евдокимова Ольга Юрьевна 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 День зубной щетки.          В рамках проекта "Я расту здоровым и счастливым" в старшей группе "Сказка" прошло тематичес...