Что стоит за «плохим» поведением?
Случается,
что ребенок регулярно демонстрирует негативное поведение: показное
непослушание, физическую силу или вербальную агрессивность, жестокость,
злоупотребляет своими способностями.
Следует одновременно
сделать три вещи:
·
Определить возможные факторы,
обуславливающие поведение ребенка, и приступить к их изменению;
·
Создать в группе атмосферу заботы,
понимания, поддержки и поощрения, чтобы у детей отпала необходимость
демонстрировать вызывающее поведение;
·
Конструктивно вмешиваться в тех
ситуациях, когда дети ведут себя плохо, корректировать такое поведение, обучать
навыкам самоконтроля и самоуважения.
У любого плохого поведения есть
причина, хотя порой ее трудно обнаружить:
·
Плохое поведение «срабатывает», и
ребенок получает то, что он хочет (игрушка, внимание).
·
Плохое поведение может быть «нормой» -
типичным для того, что ребенок видит дома.
·
Плохое поведение может быть способом
выражения гнева, страха или других эмоций. Ребенок просто не знает способа
правильного выражения.
·
Потеря контроля может быть вызвана
физическими обстоятельствами: плохим питанием, самочувствием, аллергией,
аутизмом или отставанием в развитии.
·
Дети чувствуют себя беспомощными,
ненужными и утверждают свою силу и правоту.
·
Дети не знают другого способа получить
то, что они захотят.
Понимание
может быть главным способом оказании помощи ребенку.
Эффективной
стратегией помощи детям, демонстрирующим негативное поведение, является
представлением их самостоятельности. У детей должна быть возможность самостоятельно
делать выбор, принимать на себя ответственность и лидерство. Детям важно, чтобы
их принимали всерьез и поручали сложные задания.
Еще один способ
профилактики плохого поведения состоит в том, чтобы ясно объяснить детям, чего
от них ждут. Следует готовить успех детей, а не подлавливать их на ошибках и
воспитывать на отрицании их поведения.
Наименее
эффективный способ реагирования – наказание. Большинство детей, демонстрирующих
негативное поведение, уже чувствуют себя деморализованными и слабыми. Наказание
только обостряет их чувства, ухудшает реакцию на воспитателя, приводит к
соперничеству между ребенком и взрослым, вместо доверия и уважения.
Подготовила педагог-психолог: Евдокимова О.Ю.
Комментариев нет:
Отправить комментарий