Повторяющиеся рисунки или игры у ребёнка - о чем это?
Часто ли Вам приходится замечать, что ребёнок постоянно рисует одно и то же или играет в одну и ту же игру? Десятки листов, на которых нарисованы одни и те же фигуры, человечки; из раза в раз приблизительно повторяющие друг друга сюжеты и герои в играх, - как чаще всего на это реагируют родители?
"Ну сколько можно одно и то же, нарисуй/поиграй во что-нибудь другое!"
"Он зациклился, это ведь ненормально!"
"Это не даст ему никакого развития, ну станет рисовать хорошо - и что?"
Самое редкое: "Наверное, это ему для чего-то сейчас нужно".
Большинство родителей испытывают беспокойство, замечая "зацикленность" сюжетов. Одни считают, что ребёнок не хочет развиваться, другие - что ребёнок углубился в какое-то одно событие или переживание и не может двигаться дальше, кому-то кажется, что у ребёнка просто скудная фантазия или даже задержки в психическом развитии. У родителей появляется множество подозрений одно страшнее другого, но далеко не все приводят ребёнка к психологу. Как действовать в описанной ситуации родителям, которые по той или иной причине к психологу не обратились?
Для начала разберёмся, что такое рисунки и игры для детей?
Рисунки и игры в психологическом пространстве занимают одну и ту же нишу и выполняют похожие функции.
Во-первых, и рисунки, и игры выполняют диагностическую функцию, то есть, они дают информацию о ребёнке, о его желаниях, фантазиях, переживаниях, тревогах и страхах.
Во-вторых, игры и рисунки применяются и в непосредственно психологической работе с детьми:
Рисунки и игры дают возможность поработать над развитием эмоционального интеллекта ребёнка, научить его лучше понимать свои чувства и чувства окружающих
Дают ребёнку возможность побыть кем-то другим, прожить знакомый сценарий и увидеть его новые исходы или же прожить новый сценарий, в котором ребёнок сам всё контролирует
"Выпустить" наружу свои самые сокровенные фантазии и страхи, внутренние импульсы
и так далее.
В каких случаях игры и рисунки у ребёнка повторяются?
Тревожные дети, теряющие опору и чувство безопасности тогда, когда ситуация теряет предсказуемость и тем самым отнимает у ребёнка чувство, что он может что-либо контролировать.
Через игру или рисунок бессознательная часть психики проявляет себя, вынося наружу тонкие представления ребёнка о мире с помощью тактильных ощущений, манипулирования различными игрушками и т. д., если речь идёт об игре, или с помощью цветов, разных материалов для рисования, нажиму карандаша и т.д., если речь о рисунке. Бывает, что психика упорядочивает импульсы и переживания однотипным образом, через стереотипные игры или рисунки. Чаще всего такой вариант встречается у детей с РАС.
Переживания или события, которые проигрывает или изображает на бумаге ребёнок, являются для него глобальными (иногда - травмирующими) или ведущими в данный период.
Как бы то ни было, с помощью повторяющихся рисунков и игр ребёнок получает возможность справиться со сложными чувствами; уложить в свою картину мира такие темы, как, например, тема смерти; выпустить агрессию, аффекты; прожить пугающие или волнующие его ситуации, увидеть различные варианты и внутренне вооружить себя.
Если не ограничивать ребёнка в играх и рисунках и позволять ему играть и рисовать одинаковым образом, можно заметить, как происходят изменения: углы на рисунках смягчаются, нажим становится слабее, в играх персонажи начинают чаще разговаривать друг с другом, или же ребёнок начинает чаще допускать в игру других, и так далее. В конце концов, в один момент ребенок прекращает рисовать что-то одно и переходит на повторение другого изображения, а иногда - и вовсе бросает рисование и начинает предпочитать рисунку игру или наоборот. Таким образом, можно воочию видеть, как ребёнок экологично справился с чем-то сложным для него.
Но часто бывает и так, что изменения не происходят или же происходят слишком медленно. Обычно так происходит у детей, у которых нет психолога.
Как родитель может помочь ребёнку перейти от одного к другому, если с ребёнком не работает психолог?
Чаще всего тогда, когда игры или рисунки повторяются, их автор является достаточно тревожным малышом. А когда речь идёт о тревожных детях, то зачастую речь также идёт и о тревожных родителях. Первое, чем мы можем помочь ребёнку - снизить интенсивность собственной.
Важно позволять ребёнку играть и рисовать как ему хочется, даже если они всегда одни и те же. Если рисунок или игра повторяется, значит, ребёнок продолжает с их помощью работать над какой-то темой, но не форсированно, а в своём собственном индивидуальном темпе. Лучше всего относиться к таким проявлениям спокойно и уважительно, не заостряя внимание на однотипности этих проявлений, поскольку подобные замечания могут обесценить переживания ребёнка.
Важно говорить с ребёнком о его творческих работах или играх. Кто это? Что он делает? Что делают с ним? Зачем? Дети нередко важно и обстоятельно объясняют взрослому, что происходит с их героями. Таким образом, ребёнок сам для себя объясняет то, что происходит в его игре или рисунках, находя причины и следствия, что позволяет ему постепенно выходить из цикла стереотипности. Важно во время расспросом транслировать ребенку принятие и доброжелательность, а также на любые слова ребёнка реагировать спокойно и безоценочно.
Всегда помнить, что рисунки и игры для ребёнка сами по себе являются терапевтичными, и, даже если они пугают взрослого, для ребёнка они часто являются спасением. Если вы как родитель не можете увидеть в игре или рисунке чего-либо положительного, то точно можете получить важную информацию о внутреннем мире своего ребёнка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий