Вашему малышу уже 4 года. Много это или
мало? Маленький он у вас или уже большой? Как к нему относиться, чему учить,
что требовать? Конечно, у родителей, которые беспокоятся за своего ребенка,
возникает много вопросов. Попробуем ответить на некоторые из них.
С 4-5 лет начинается новый этап
развития вашего малыша - этап становления личности. В этом возрасте ребенок уже
старается сам решать вопросы и задачи. Совсем недавно он прибегал к вашей
помощи при решении любых своих трудностей. Вы постоянно слышали его просьбу
помочь одеться, обуться, найти карандаши, сложить игрушки и т. д. А теперь вы
чаще всего слышите: "Я сам!" Не стоит этого пугаться. Малыш не
игнорирует вас, у него просто появилось свое мнение (по поводу одежды, игрушек,
выбора фильма или книги). Родители должны научиться прислушиваться к мнению
малыша, считаться с ним. Ведь ребенок хочет быть услышанным. Малыш готов с
удовольствием помочь родителям в уборке дома или мытье посуды и может выполнить
одновременно 2-3 поручение сразу. Он много чего может и умеет. К концу среднего
дошкольного возраста уже заложен фундамент интеллекта.
Поэтому отметим одну из
особенностей малыша среднего возраста - стремление к самостоятельности. Ребенку
важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше
нуждается в опеке взрослых. Появляется возможность и потребность помочь другим
. Малыш почувствует себя важным и нужным своей семье.
Вторая особенность
малыша среднего возраста - ребенок начинает понимать чувства других людей,
сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические
понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а
исходя из того, как они поступают. Поэтому, уважаемые родители, с возрастными
потребностями ребенка растут и обязанности родителей.
Ничто так не может научить ребенка, как собственный пример родителей.
Грубость, жестокость, равнодушие, неуважение к окружающим со стороны
родителей абсолютно недопустимы.
Никогда не выясняйте отношения в
присутствии детей, не торопитесь с выводами относительно наказания.
Прежде чем наказывать или ругать,
разберитесь в сути поступка. Ни в коем случае не срывайте на ребенке свое зло и
не выплескивайте на него свой негатив! Дети всегда это чувствуют.
Ни при каких обстоятельствах не допускайте лжи. Если вы что-либо
пообещали малышу, то обязательно это сделайте. Но если вы не уверены, то лучше
об этом промолчать. Вашему ребенку очень важны честность и доверие.
Не защищайте своего ребенка от всех проблем и душевных потрясений. Ведь
малыш должен постепенно сам учиться разделять добро и зло, а взрослые должны
лишь помочь ему правильно ориентироваться в жизни. Отсюда вытекает еще одна
особенность - для детей среднего дошкольного возраста характерна наличие у
ребенка потребности в совместной деятельности со взрослым.
Параллельно с этой особенностью
развивается и другая. Назовем ее-отношения со сверстниками. У ребенка
появляется большой интерес к ровесникам, и вы все больше и больше будете
замечать, как от внутрисемейных отношений ваш малыш переходит к более широким
отношениям с миром.
Уже в 4 года он не может обходиться без
сверстников. Всю жизнь малыша теперь в игре. Совместная игра становится
сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в
больницу, в магазин, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся,
мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Играя, ребенок учится
сотрудничать и разрешать конфликты, пытаясь уладить недоразумения и ссоры. В
игре формируется самооценка малыша. Общение со сверстниками занимает все
большее место в жизни ребенка. Более того, мы все больше замечаем, как наши
малыши тянутся к ребятам постарше. Не бойтесь этого, ваш ребенок просто хочет
больше узнать и научиться больше.
Идем дальше. Не можем мы обойти стороной
еще одну особенность малышей среднего возраста - активная любознательность,
которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят.
Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Возраст 4 - 5 лет -
возраст «почемучек». И, конечно же, познавательный интерес лучше всего
унимается в увлекательном разговоре или занимательной игре. Берегитесь,
уважаемые родители! Ведь чтобы отвечать на вопросы ребенка, нужно много знать.
А вопросы у детей порой возникают очень неожиданные.
На 4-5 году жизни развиваются творческие
способности. И это еще одна особенность. Развитие воображения входит в очень
активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий. Он делает успехи в
рисовании и лепке. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов. В нем
появляются абстрактные понятия (счастье, добро, любовь). Ребенок уже может
четко назвать свое имя, фамилию, свой возраст и даже адрес проживания. К концу
среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым.
Возрастает объем памяти, начинает развиваться образное мышление, увеличивается
устойчивость внимания.
В среднем дошкольном возрасте ребенок
начинает напоминать «вечный двигатель». Сидит только тогда, когда что-то
делает. Он может двигаться 24 часа в сутки, «исследуя» все, что попадается на
пути. Поэтому, дорогие мамочки и папочки, вам необходимо задуматься о
безопасности своего растущего малыша (а точнее, о ней никогда не стоит
забывать).
Выделим еще одну
особенность среднего дошкольного возраста, что появляется как следствие
развитого воображения - страхи. Средний дошкольный возраст - период расцвета
страхов. Ребенок боится сказочных персонажей, темноты, неприятных снов, собак,
глубины. Их очень много, этих детских страхов. И к ним нельзя относиться
пренебрежительно. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим
миром. И здесь, как и всегда, мы, взрослые, должны быть рядом, чтобы поддержать
своего малыша.
Воспитание ребенка - процесс многогранный.
В мире существует огромное количество пособий по вопросам воспитания. Но, к
сожалению, ни один из них не дает исчерпывающего ответа на все вопросы
родителей. К тому же, каждый ребенок очень индивидуален. Любите своих малышей!
Обеспечивая малыша материальными благами, не забудьте, что ничто не заменит ему
в жизни любовь, внимание и душевное тепло его любимых мамы и папы.
Подготовила: педагог-психолог
Евдокимова О.Ю.
Источник: СПО Санкт-Петербург педагог-психолог Глушкова
Н.А.
Комментариев нет:
Отправить комментарий